Можно ли в банкротство, если автомобиль продан, но с учета не снят. Освободят ли в таком случае от долгов?

Наталья Тимошенко
Арбитражный управляющий

Довольно часто в процедуре банкротства продается транспортное средство должника (далее – ТС): чаще всего это автомобили, менее распространены самоходные машины (например, трактор). Совсем редки случаи продажи маломерных судов.

Финансовый управляющий обязан по закону с целью выявления указанного имущества и проверки совершенных с ним сделок направить стандартный пакет запросов  в  ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС.

И хорошо, когда зарегистрированное ТС имеется в наличии у должника.

Тогда оно передается по акту финансовому управляющему. Управляющий утверждает в суде порядок продажи, проводит торги, из полученных от продажи денежных средств производится  частичное погашение требований кредиторов и процедура завершается.

Более сложна ситуация, когда из соответствующих органов приходят сведения о наличии в учете ТС, а фактически оно у должника отсутствуют, так как когда-то было продано, но не перерегистрировано (не снято с учета): должник, понадеявшись на добросовестность покупателя, не снял транспортное средство с учета, снятие покупателем не проверил. Либо ТС вообще когда-то давно было угнано.

Что делать в такой ситуации? Спишут ли долги, если по документам автомобиль есть, а в реальности он угнан или давно продан? Разберемся по порядку.

Законодательная цель банкротства в виде реализации имущества должника — максимальное погашение требований кредиторов за счёт конкурной массы (то есть – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание).

В связи с этим, обязанностью управляющего является поиск, возврат и продажа имущества должника. Пока вопрос с ТС не будет решен финансовым управляющим, процедуру банкротства суд не завершит. И она может растянуться на долгие месяцы, если финансовый управляющим этим вопросом не умеет заниматься или не занимается.

Как помогает финансовый управляющий и в чем заключается его работа, если ТС по базам есть у должника, а по факту — нет?

Разберём классические причины не снятия ТС с учета:

  1. Транспортное средство не перерегистрировано, договор купли-продажи есть;
  2. Транспортное средство не перерегистрировано, договор купли-продажи утерян;
  3. Транспортное средство в угоне, с регистрации не снято;
  4. Транспортное средство представляет собой лом.

Если при наличии письменного договора данную ситуацию можно исправить  путем обращения прежнего собственника уже в лице финансового управляющего в ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства  с предъявлением документов, подтверждающих, что ТС больше не в собственности должника (например – договора купли-продажи, которым ТС было ранее продано), то при отсутствии договора сделать это без дополнительных мероприятий практически невозможно.

Если договор утерян, финансовый управляющий  (как правило, при активном содействии должника) ищет договор. Ситуация часто  осложняется отсутствием точных сведений о покупателе (договор не сохранился, телефон не сохранился и т.п.).

В результате сбора данных из различных источников проверяются факты пользования ТС иными лицами: прохождения технических осмотров,  ОСАГО, нарушение ПДД. После того, как становится известно, у кого сейчас находится ТС, управляющим направляется требование (если на него не будет ответа от нового собственника, законом предусмотрен штраф) о предоставлении копии договора, копии ПТС. Понимая угрозу изъятия имущества, покупатель спешно снимает ТС  с учета.

Если машина в угоне – как правило, у должника имеется постановление о возбуждении уголовного дела, по которому управляющий запрашивает результаты расследования (обычно они нулевые – бесфигурантные дела, ничего и никого не нашли) и прикладывает их в суд. Этого достаточно для разрешения сложившейся ситуации.

Если ТС оформлено на должника, но уже давно не на ходу из-за физического  износа, вопрос снятия с учета решается финансовым управляющим  путем обращения в соответствующие органы с пакетом документов, подтверждающих его списание, с приложением документов на ТС, номерных знаков и т.д. С последующей обязательной сдачей остатков в  лом для расчетов с кредиторами.

Обращаем внимание, что для суда по делу о банкротстве при списании долгов важно, на каком основании ТС реально выбыло из владения.

 

Подписывайтесь на новости компании

Оставьте свой e-mail и мы будем держать вас в курсе событий
Вводя свой e-mail вы соглашаетесь с политикой обработки перснальных данных.